Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая организация находится и осуществляет свою деятельность в рамках внутренней среды. Она предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают конкретные ограничения на операционные действия, и в какой-то степени каждое из действий компании возможно только тогда, когда среда допускает его реализацию.
Исследование внутренней среды компании дает возможности оценивать их внутренние ресурсы и возможности. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство может расширить и укрепить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить появление возможных проблем.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать ее потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе.
Целью работы является анализ внутренней среды организации.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия и особенности внутренней среды предприятия;
- провести анализ внутренней среды организации.
Предмет исследования – внутренняя среда организации.
Объект исследования – ООО «Сундырь-Хлеб».
При подготовке теоретической части наибольшую помощь оказали работы таких ученых, как Баринов В.А., Харченко В.П., Дафт Р.Л., Басовский Л.Е., Котлер Ф., Хорин А.Н. и др.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Понятие и особенности внутренней среды предприятия
Анализ среды обычно считают исходным процессом в стратегическом управлении. Он обеспечивает базу как для определения миссии и целей предприятия, так и для разработки стратегии поведения, способствующей фирме осуществлять свою миссию и достигать своей цели.
Среда управления – это комплекс субъектов и факторов, активно воздействующих на положение и перспективы организации, на эффективность его управления [6, с. 49].
Одной из ключевых ролей в любом управлении выступает поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждое предприятие вовлечено в три процесса, заключающихся в следующем:
получении ресурсов из внешней среды (вход);
превращении ресурсов в продукт (преобразование);
передаче продукта во внешнюю среду (выход).
Управление направлено на обеспечение баланса входа и выхода. Как только в организации нарушен данный баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усиливает значение процессов выхода в поддержании данного баланса. Это как раз выражается в том, что в стратегическом управлении первым блоком выступает блок анализа среды.
Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих:
макроокружения;
непосредственного окружения;
внутренней среды фирмы.
Итак, внутренняя среда фирмы это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые воздействуют на ее потенциал, конкурентоспособность, способности развиваться. Внутреннюю среду можно изучать и описывать разными способами [8, с. 26].
Структура внутренней среды состоит из:
стратегических целей организации и стратегии, определяющих вектор в ее развитии;
структуры организации, ее органов управления, подразделений, взаимосвязей между ними;
оборудования, транспорта, помещений;
процессов, включающих технологию, бизнес-процессы, процессы управления и пр.;
персонала, его квалификации, трудовой активности, организационной культуры, внутренних ценностей.
У внутренней среды есть несколько срезов, каждый из которых содержит ключевые процессы и элементы организации. Их состояние в комплексе определяет те возможности и потенциал, которыми располагают организации:
1) Кадровым срезом внутренней среды охватываются такие процессы, как взаимодействия менеджеров и сотрудников; найм, обучение и продвижение кадров; оценка итогов труда и стимулирование; формирование и поддержание взаимоотношений между работниками и т.п.
2) Организационный срез состоит из коммуникационных процессов, организационных структур, норм, правил, процедур, распределения прав и ответственности, иерархии подчинения.
3) Производственный срез состоит из изготовления продукции, снабжения и ведения складского хозяйства, обслуживания технологического парка, реализации исследований и разработок.
4) Маркетинговый срез во внутренней среде компании охватывает все процессы, которые взаимосвязаны с продажами товаров. Это стратегия продукта, стратегия по ценообразованию, стратегия продвижения продукта на рынках, выбор рынка сбыта и системы распределения.
5) Финансовый срез состоит из процессов, связанных с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в компании. В частности, из поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности, создания инвестиционных возможностей и т.п. [10, с. 348]
Внутреннюю среду пронизывает организационная культура, которая так же, как перечисленные срезы, подвергается углубленному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Для анализа внутренней среды организации и нахождения проблемных мест в структуре, используются 2 основных вида анализа — это SNW-анализ и SWOT-анализ, благодаря которым можно выявить слабые места в структуре и улучшить их.
SNW-анализ (аббревиатура от англ. Strength, Neutral, Weakness) — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон компании. В качестве сильной позиции используют факторы бизнес-процессов, которые явно выделяют компанию среди конкурентов и помогают более успешно строить бизнес. В качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
2. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 298 с.
3. Кондратьева М.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск: УлГТУ,2018. – 306 с.
4. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва: Стандарты и качество, 2018. – 153 с.
5. Розенков Д. А. Классический менеджмент: организационные структуры управления: учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. – 368 с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
7. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
8. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
9. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – Москва: Контроллинг, 2018. – 132 с.
10. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. - 3-е изд . - М.: Дашков и К., 2019. - 625 с.